Выберите социальную сеть в которую вы хотите поделиться ссылкой
Утраченная святыня
Тот факт, что в 19 веке Спасо-Преображенский собор владел драгоценным образом Тихвинской Божией Матери, известен ещё из Кузнецкой летописи Ивана Конюхова.
А вот история появления иконы в наших краях, изложенная Захарием Кротковым, была найдена совсем недавно. Отчёты священника случайно обнаружил искусствовед Анатолий Панченко, работавший в Томском архиве. Точнее, он нашёл второй экземпляр записок Кроткова. Оригинал же погиб ещё в годы революции. Из рукописи явствует, что прихожане за самую почитаемую икону обязаны всё тому же Конюхову, о чём жертвователь скромно умолчал в своих записях.
Необыкновенные свойства Тихвинской иконы объясняет её древнейшее происхождение: образ написал евангелист Лука ещё при жизни Богородицы. По легенде, увидев работу апостола, Божия Матерь предсказала её чудотворность. И действительно, святой образ в дальнейшем не брали ни пожары, ни пули. А просящие получали защиту и исцеление. Причём многочисленные списки с Тихвинской Богородицы обладали точно такими же качествами, что и оригинал. Забегая вперёд, в декабре 1941-го по приказу Сталина именно Тихвинскую икону взяли на борт самолёта и летали с ней вокруг Москвы, ставя невидимую защиту. И кто теперь может поручиться, что Заступница не помогла в те страшные дни остановить врага на подступах к столице?
Но вернёмся на 180 лет назад. Прочитав о чудесах Северной Царицы, как ещё называют образ, Конюхов заказал монахам города Тихвина сделать копию с хранившегося у них подлинника. Когда список был готов, его освятили и на ночь поставили лицом к лицу к чудотворному оригиналу – для обретения силы. 2 ноября 1839 года икона добралась до Кузнецка. И здесь случилось первое чудо. Слово Захарию Кроткову: «С 23 октября до 2 числа ноября погода была весьма непостоянная: попеременно то большой снег, то дождь, сопровождаемые сильными бурями; 2-го же ноября, как нарочно, …. день сделался тихий, ясный и сухой, но только холодный». Иными словами, Томь успокоилась именно в тот момент, когда икону переплавляли в лодке. А через несколько часов вода покрылась льдом, и перебраться через реку было уже невозможно. Следом произошло чудо №2: недомогавший уже две недели Конюхов отёр святыню полотенцем и следом вытер им лицо. В ту же ночь ему стало лучше, и вскоре он выздоровел. Летописец Кротков привёл и другие примеры благотворного влияния иконы: парализованная монахиня смогла сидеть; умирающий чиновник исцелился; обратившись к Заступнице, вернул украденные у него деньги местный купец, а жительница Кузнецка нашла пропавшего мужа. Сколько заплатил Иван Конюхов за икону – неизвестно. Но по свидетельству Кроткова, только серебряная риза, весом почти 6,5 кг, стоила более двух тысяч рублей. Что, конечно, не могло не привлечь безбожников, грабивших храм после Октябрьского переворота. В конце 80-х сотрудники Новокузнецкого художественного музея совершили ряд экспедиций по окрестным деревням с целью выкупить у жителей старые иконы. Затея успехом не увенчалась. Искусствоведы сделали неутешительный вывод: «Из храмовых икон старого Кузнецка у нас в городе не сохранилось ни одной, все погибли после 1917 года. Это не только культурная потеря, но и религиозная; ведь все эти образы приобретались для кузнецких храмов жертвователями-горожанами не для эстетического любования, а как поклонные - для должного почитания святых первообразов».